Педагогическое творчество определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в ОУ и формирующая высокоэрудированного с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека.
Главными признаками педагогического творчества, как и творчества в целом, являются:
создание нового или существенное усовершенствование известного;
оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания (посто
янная работа над собой).
В процессе педагогического творчества рождается актуальный (передовой) педагогический опыт.
Критерии актуального педагогического опыта
оптимальность - достижение наилучших результатов в учебно-
воспитательной работе при экономной затрате сил и времени педа
гогов и учащихся, притом так, чтобы данный опыт не стал помехой
для решения других не менее важных образовательных и воспита
тельных задач;
стабильность, длительное его функционирование. Даже значитель
ные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, продолжав
шиеся короткий срок и впоследствии не повторенные, трудно отнести
к передовому опыту;
возможность повторения и творческого использования опыта одно
го педагога другими, расширения этого опыта до массового уровня;
перспективность. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспек
тива его развития очевидна;
научная обоснованность. Передовой, актуальный опыт может быть
или результатом творческих теоретических поисков педагога, или
его находкой в процессе проб и ошибок. Но в любом случае такой
опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения
передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать
ему научное истолкование.
Одним из способов фиксирования, накопления и оценки творческих достижений преподавателя является портфолио. Это комплект документов, регламентирующих деятельность преподавателя и формирующий рефлексию (самооценку) собственной деятельности.
Метод портфолио является одним из наиболее современных методов профессионального развития. Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накопленный преподавателем, и сделать более объективной оценку его профессионального уровня.
Цель создания портфолио преподавателя - продемонстрировать наиболее значимые для оценки его профессиональной компетенции результаты практической деятельности, проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.