Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
0+ Версия для слабовидящих

Единая методическая тема

Вовлечение студентов в самостоятельную познавательную деятельность как условие достижения выпускниками профессиональной успешности



ПОЛОЖЕНИЕ

об организации самостоятельной работы студентов

ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж»

1. Общие положения

1.1 Самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа) является одним из видов учебных занятий студентов.

Самостоятельная работа студентов – это планируемая, познавательная и организационно - методически направляемая их деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя для закрепления усвоения лекционного и других материалов. Самостоятельная работа студента является важнейшей составляющей учебного процесса и позволяет формировать знания, умения и навыки студентов, развивать интерес к творческой работе, а также направлять способности студентов на решение учебных, экономических и научных задач.

1.2. Самостоятельная работа студентов - вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации. Эффект от самостоятельной работы реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей обучение студентов в учебном заведении.

1.3. Выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

-внеаудиторная.

Самостоятельная аудиторная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя по его заданию.

Самостоятельная внеаудиторная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

1.4 Объём времени, отведённый на самостоятельную внеаудиторную работу, находит отражение:

- в рабочем учебном плане – в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;

- в рабочих программах учебных дисциплин с распределением её по разделам и темам.

При определении содержания самостоятельной работы следует учитывать уровень самостоятельности студентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.

1.4. Выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

-внеаудиторная.

Самостоятельная аудиторная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя по его заданию.

Самостоятельная внеаудиторная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

1.5 Самостоятельная работа студентов включает:

- проработку учебного материала в соответствии с графиком самостоятельной работы (по конспектам, учебной и научной литературе);

- написание рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменных работ;

- участие в учебно-исследовательской (на младших курсах) и научно-исследовательской (на старших курсах) работы;

- выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик, стажировок;

- другие виды самостоятельной работы, специальные для конкретной учебной дисциплины и специализации: конкурсы самостоятельных работ по дисциплинам.

1.6 Для организации самостоятельной работы необходимы:

- готовность студентов к самостоятельному труду;

- мотивация к получению знаний;

- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочно­го материала;

- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

- консультационная помощь преподавателя.

2. Цели и задачи самостоятельной работы студентов

2.1 Цель студентов в самостоятельной работы – овладение навыками самостоятельной деятельности, готовность к непрерывному профессиональному образованию и непрерывному саморазвитию, становление профессиональных компетенций:

- стремление к высокому качеству конечного продукта;

- умения умственной деятельности;

- умения творчески мыслить;

- умения ситуативной деятельности;

- умения демократического типа общения;

- умения использования и применения высоких технологий по своему виду профессиональной деятельности;

- умения использования компьютера, доведенные до навыка;

- умения компетенции в работе с информацией;

- умения научно-исследовательской деятельности;

2.2 Задачи по организации самостоятельной работы студентов:

- обеспечение единства, непрерывности и целостности образовательного процесса на всех этапах его осуществления;

- создание условий для формирования у студентов навыков самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы, критического мышления;

- содействие углублению и расширению профессиональных научных и практических интересов студентов; применение знаний в нетрадиционных ситуациях;

- содействие гармоничному творческому развитию субъектов образования;

- формирование самостоятельность мышления, постоянную потребность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

3. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы студентов

3.1. Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется на основе государственного образовательного стандарта по каждой дисциплине.

При разработке рабочей программы по учебной дисциплине при планировании содержания самостоятельной внеаудиторной работы преподавателем устанавливается содержание, объём теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, где предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, определяются формы и методы контроля результатов.

3.2 Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

для овладения знаниями:

- работа с текстом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

- составление плана текста;

- графическое изображение структуры текста;

- конспектирование текста;

- выписки из текста;

- работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами;

- учебно-исследовательская работа;

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и информации Интернета и др.;

для закрепления и систематизации знаний:

- работа с учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей):

- составление плана и тезисов ответов на вопросы;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- изучение нормативных материалов;

- ответы на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

- подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу;

- решение вариативных задач и упражнений;

- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

- подготовка к деловым играм;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

- опытно-экспериментальная работа.

3.3 Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, должны учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.

4. Организация самостоятельной работы студентов

4.1 Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

4.2. Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

- подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка ме­тодического обеспечения, подготовка оборудования);

- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, са­моорганизация процесса работы);

- заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях опти­мизации труда).

4.3 Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

5. Деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов

Преподаватель формирует содержание, планирует, организует, руководит, контролирует самостоятельную работу студентов.

5.1 Формирование содержания самостоятельной работы студентов.

Преподаватель формирует содержание самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и программ.

Формирование содержания самостоятельной работы включает в себя:

  • определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов;

  • определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу;

  • отбор и предложение методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения;

  • определение форм и методов контроля за выполнение самостоятельных заданий студентами;

  • разработка критериев оценки результатов внеаудиторной работы самостоятельной работы, с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных Госстандартом.

    1. Планирование самостоятельной работы студентов:

- планирование объема времени, отводимого на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине согласно Государственного образовательного стандарта и учебного плана.

5.3 Организация самостоятельной работы студентов:

  • определение организационных форм самостоятельной работы студентов в соответствии с содержанием учебной дисциплины, графиком учебного процесса, учебным планом, с особенностями студенческой аудитории, индивидуальными особенностями студентов;

- обеспечение студентов информацией, списками специальной литературы и других источников;

- обеспечение графиком выполнения самостоятельной работы,

- обеспечение графиком консультаций,

- обеспечение методическими разработками тем для самостоятельного изучения, обеспечение информационно-методическими материалами (рабочей программой дисциплины, методическими указаниями, заданиями для самоконтроля и т.п.);

- обеспечение критериями оценки качества той или иной формы самостоятельной работы.

    1. Руководство самостоятельной работой студентов:

Во время руководства преподаватель консультирует студентов:

- по методике самостоятельной работы, по выполнению конкретных заданий по дисциплине, научной организацией труда, по критериям оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

- по целям, средствам, трудоемкости, срокам выполнения, формам контроля самостоятельной работы студентов.

6 . Деятельность студентов по формированию и развитию навыков в учебной самостоятельной работе

В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

6.1 Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя

студент должен:

- освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО) по данной дисциплине.

- планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.

- самостоятельную работу студентов студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.

- выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.

6.2 Студент может:

- сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ГОС СПО по данной дисциплине:

- самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;

- предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;

- в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;

- предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;

- использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;

- использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

7. Контроль выполнения самостоятельной работы

7.1 Для контроля самостоятельной работы студентов могут быть использованы разнообразные формы, методы и технологии контроля.

  • Формы : тестирование, самоотчёт, презентации, кейсы, защита творческих работ, тестирование, самоотчеты, контрольные работы и др;

  • Методы контроля: семинарские занятия, зачёты, коллоквиумы, лабораторные работы, практические работы, собеседования, экзамены;

  • Технологии контроля: ситуативная, рейтинговая оценка, портфолио, самооценка и др.

  • Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов и проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

  • Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующей дисциплине.

  • Результаты контроля самостоятельной работы студентов должны учитываться при осуществлении итогового контроля по дисциплине.

Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала на уровне учебных компетенций;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление отчетного материала в соответствии с требованиями;

- творческий подход к выполнению самостоятельной работы;

- уровень сформированности аналитических, прогностических, рефлексивных умений;

- уровень владения устным и письменным общением;

- уровень владения новыми технологиями, понимание их применения, их сила и слабости, способность критического отношения к информации;

- уровень ответственности за свое обучение и самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.